Международные права потребителей
15 марта 1962 года Президентом Соединенных Штатов Америки Джоном Ф. Кенеди. в специальном послании о защите интересов потребителей был сформулирован последовательный ряд прав потребителей.
В послании провозглашены четыре права потребителей:
– право на безопасность – право на защиту от продажи товаров, опасных для жизни или здоровья;
– право на информацию – на защиту от обманной, ложной или грубо вводящей в заблуждение информации, рекламы, маркировки или других видов практики и на получение сведений, необходимых для того, чтобы сделать компетентный выбор;
– право на выбор – на обеспечение по мере возможности доступа к разнообразным товарам и услугам по конкурентоспособным ценам;
– право быть услышанным – на обеспечение того, чтобы интересы потребителей полностью и благожелательно учитывались при разработке политики правительства, и на справедливое и оперативное рассмотрение жалоб административными органами.
Позднее Всемирная организация союзов потребителей добавила еще четыре основных права потребителей:
– право на возмещение ущерба – на удовлетворение основных претензий и возможность пользоваться правовой помощью для их удовлетворения;
– право на потребительское образование — право приобретать знания и навыки, позволяющие потребителю постоянно повышать грамотность по части отстаивания своих потребительских прав, а также воздействовать на сферы производства и реализации товаров и услуг;
– право на удовлетворение базовых потребностей – на основные базовые товары и услуги, обеспечивающие выживание;
– право на здоровую окружающую среду – на снижение негативного воздействия потребления на окружающую среду.