Инфомат
Информационно-аналитические материалы
В соответствии с Законом РФ № 2300-1 от 07.02.1992 года «О защите прав потребителей» на территории ХМАО – Югры на постоянной основе реализуются мероприятия по обеспечению, реализации и защите прав потребителей.
В январе – марте 2022 года в органы по защите прав потребителей муниципального и окружного уровней обратилось 2019 граждан за консультацией либо содействием в защите их прав, в том числе в органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа – 2017 потребителя, в Департамент внутренней политики ХМАО – Югры – 2 потребителя. Количество обращений по вопросам защиты прав потребителей уменьшилось на 0,5 % по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (январь – март 2021 года – 2113 обращения).
Чаще поступали вопросы по защите прав потребителей в сфере розничной торговли, их доля составила 73,5% от всех обращений потребителей. Доли обращений по бытовым услугам составила 11%, по жилищно-коммунальным услугам 5%, услугам связи – 1,8%, туристским услугам – 1%, иным платным услугам – 2%, остальные услуги – менее 1 %.
Основные причины обращений потребителей были связаны с обнаружением недостатка в товаре (услуге, работе), нарушением срока оказания услуги (выполнения работы), вопросами по обмену (возврату) товара надлежащего качества, порядку расчета платы за услуги.
В первом квартале 2022 года органами по защите прав потребителей всем обратившимся гражданам оказана правовая помощь: дано 2019 консультаций по вопросам применения законодательства о защите прав потребителей, из них 1560 консультаций по порядку урегулирования потребительских споров на сумму 92 млн. рублей, оказана помощь в составлении 750 письменных претензий на сумму 32,4 млн. рублей (первый квартал 2021 года – 742 претензий на сумму 27,8 млн. рублей), дано 210 разъяснений по вопросам защиты прав потребителей представителям хозяйствующих субъектов (первый квартал 2021 года – 218).
В результате полученной правовой помощи потребителям удалось урегулировать в досудебном порядке 1474 потребительских споров, что составило 94,5 % от общего количества споров, по которым потребителям была оказана помощь (первый квартал 2021 года – 86,6 %).
С целью содействия потребителям в реализации их права на судебную защиту в январе – марте 2021 года органами местного самоуправления была оказана помощь в составлении и предъявлении в суды 12 исков в защиту прав потребителей на сумму 768,6 тыс. рублей (первый квартал 2021 года – 13 исков на сумму 1,5 млн. рублей). В отчетном периоде судом рассмотрено 3 дела (в том числе 1 – по иску 2021 года), удовлетворено 2 иска на сумму 213,7 тыс. рублей, заключено 1 мировое соглашение на сумму 16 тыс. рублей. Судами взысканы в пользу потребителей штрафы с ответчиков за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителей на сумму 76,6 тыс. рублей.
С целью повышения правовой грамотности жителей автономного округа органами по защите прав потребителей муниципального и окружного уровней в первом квартале 2022 года проводилась информационно-просветительская работа: подготовлено 42 публикаций для местных печатных изданий, размещено 487 информационных материалов на официальных сайтах органов местного самоуправления и сайте «Защита прав потребителей в ХМАО – Югре», 1076 информационных сообщений – в социальных сетях, принято участие в 17 тематических передачах на радио и телевидении, проведено 182 просветительских мероприятий (лекции, классные часы, открытые уроки, встречи, «круглые столы», конкурсы) для граждан, в том числе для школьников, студентов, лиц старшего поколения, 10 мероприятий (совещания, семинары, «круглые столы») для предпринимателей, изготовлены и распространены среди населения буклеты, памятки с информацией о правах потребителей и необходимых действиях по защите этих прав (739 экземпляров).
Организация работы по консультированию и информированию граждан о правах потребителей является действенным и эффективным механизмом содействия в реализации и защите прав и законных интересов жителей автономного округа и способствует повышению правовой грамотности всех участников потребительского рынка.